Информация об участниках и их работах:
№ | ФИО участников |
Информация об участниках |
Тема работы |
Краткая аннотация к работе (прислана участником) |
1 | Люди высокого долга. Медики-подпольщики |
|||
2 | Личность Лопатина П.Г. в партизанской и боевой славе Борисовского района |
Работы: OK
Сообщения от организаторов Конференции участникам:
Дата сообщения | |
05 апреля 2010 года | Уважаемые участники! |
28 апреля 2010 года | Уважаемые участники! |
14 мая 2010 года |
Уважаемые участники!
Огромное спасибо всем!
Организаторы Конференции, |
16 мая 2010 года | Уважаемые участники! |
Вопросы по работе Новик Юлии, Сынковой Анны "Люди высокого долга. Медики-подпольщики":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Огородника Артёма (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Как вы считаете, на полях сражений, чья роль из медиков самая важная? |
Артём, мы уверены, что все группы медиков делали одно общее дело, и роль каждого была важна. Многие участники войны были обязаны им жизнью и здоровьем. В Великой Отечественной войне наша страна потеряла 27 миллионов человек. Известный полководец маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян, после завершения войны, писал: “То, что сделано советской медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости названо подвигом. Образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности”. |
2 | Вопрос от Борзовой Юлии (Огарёвская средняя общеобразовательная школа №21, г. Щёкино, Россия): Что сделали для победы медсёстры? |
Сто раненых спасла одна… |
3 | Вопрос от Бабич Кристины (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Почему медики должны были заниматься своей деятельностью в подполье, а не открыто выполнять свой долг? |
Медики должны были заниматься своей деятельностью в подполье, так как для фашистов они были врагами номер один. Они спасали и возвращали на поля сражений наших раненых солдат. Если бы не врачи и медсёстры, ещё больше солдат погибло на войне. И потом, фашисты забирали в плен советских докторов, чтобы они лечили немецкую армию. |
4 | Вопрос от Яны Омелько (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Удалось ли вам пообщаться с кем-то из таких Медицинских работников? |
К сожалению, нам не удалось пообщаться с кем-то из медицинских работников. Но если бы предложили, мы бы не раздумывая, согласились. Ведь это не только интересно, но и необходимо общаться со свидетелями той ужасной поры. Они учат нас помнить о прошлом... |
5 | Вопрос от Сошниковой Екатерины (Школа №70, г.Тула, Россия): Надо ли хранить память о медиках – участниках Великой Отечественной войны? |
Безусловно, необходимо хранить память обо всех тех, кто мужественно сражался и погиб в годы той ужасной войны. Высшая оценка подвига советских медиков в годы Великой Отечественной – это память потомков, память о людях, тех, чьи жизни были принесены на алтарь Отечества, память о делах, которые они совершили. |
6 | Вопрос от Никулина Антона (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Увековечена ли память медикам-подпольщикам в виде памятников, монументов, мемориальных досок в Белоруссии? |
Насколько мы знаем, памятников, посвящённых медикам-подпольщикам не так много. Например, в Гродно, увековечена память заслуженным врачам БССР И.В.Ничипоруку и З.Ю.Мирончику, а также там есть мемориальный знак, посвящённый воинам-медикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме этого, о них много пишут. Пишут о героическом подвиге, который они совершили. В каждом музее есть хотя бы несколько экспозиций, посвящённых этим отважным людям. Все они живут в людских сердцах, и каждый человек всегда будет помнить об их подвиге. Подвиге, который они совершили. |
7 | Вопрос от Оногда Анны (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Каковы были условия работы врачей-подпольщиков в годы войны? |
Врачи работали в труднейших условиях, с честью исполняя свой профессиональный долг. Труд всегда был спланированным, а за выполнение своих обязанностей любой нёс ответственность. Ведь сколько врачей погибло при исполнении своего гражданского долга. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, медики всегда были готовы оказать помощь нуждающимся. Военные условия всегда относят к категории повышенной сложности. Работа... день и ночь... недели. Как только наступления, так работы не початый край. Валились с ног, но делали, что было в их силах. Трудно представить, сколько моральных и физических сил потребовалось людям в белых халатах на территории военных действий. Их девизом стали слова известного голландского медика Вана Тюльпа: «Светя другим, сгораю сам». Не щадя своей жизни, под свистом пуль они выносили раненых с поля боя и спасали им жизни, не считая это подвигом. Они отличились своим героизмом: оказывали медицинскую помощь независимо от условий, где бы она ни потребовалась. |
8 | Вопрос от Ценжки Александры (Лицей №3 им. Владислава Брониевского, г.Островец Свентокшиски, Польша): Как Ты думаешь, сейчас люди охотно отдали бы жизнь за страну? |
Очень хороший вопрос... Мы думаем, что не все смогут так поступить. В последнее время молодежь мало заботит наша страна: ее экономика, политика, отношение с другими государствами... Нашу родину могут действительно ценить те, кто прожил годы войны, времена СССР... кто помнит, как тяжело досталась нам эта победа. Сейчас это пожилые люди... Наши деды и бабушки... Мы больше склоняемся к пожилым людям, но не факт, что среди молодежи не осталось патриотов своей страны. Ведь не просто так молодые люди участвуют в различных мероприятиях, посвящённых великой Победе. |
9 | Вопрос от Никитиной Светланы (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Что было самое сложное для медиков-подпольщиков? Что было для них самым важным во время помощи участникам войны? |
Это были самые тяжёлые дни…месяцы. Всё давалось с большим трудом, и достигалось с огромной сложностью. Рабочий день у медперсонала был неограничен: «Длился двенадцать часов и больше. Из-за этого большинство медицинского персонала страдало от недоедания, переутомления и истощения». Медицинская помощь оказывалась не только раненым, но и местному населению. В госпиталях ежегодно регистрировались тяжёлые заболевания, такие как: малярия, брюшной тиф, дизентерия, чесотка. А от этих болезней было очень сложно вылечить. Также основные трудности заключались в обеспечении больных питанием и медикаментами. Самым важным для врачей было не только интенсивно лечить больных, но и вселять в воинов оптимизм, бодрость духа и уверенность в нашей победе над врагом. Ведь большинству из них предстояло снова вернуться на фронт. |
10 | Вопрос от Овчаренко Игоря (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Каких медиков-подпольщиков ты знаешь? |
Доктор Савенкова, Бакун Ольга Тихоновна, Галя Вирвихвист (про них, в частности, мы писали свою работу). Нечепорчукова Матрёна Семёновна, Боровиченко Мария Сергеевна, Ефим Иванович Смирнов, Анатолий Григорьевич Шишов, Мария Тихоновна Голобурда-Берус и др. |
11 | Вопрос от Гусева Михаила (гимназия №153 им. А. С. Пушкина, г.Киев, Украина): Вы выбрали достаточно интересную тему. Но какую именно цель исследования вы ставили в этой работе, кроме как рассказать о важности медицины на войне? |
Целью нашей работы было рассказать о партизанском госпитале на острове близ озера Палик, показать патриотизм советских медицинских работников во время Великой Отечественной войны. А также мы хотели раскрыть жизненный путь Бакун Ольги Тихоновны, Савенковой Зинаиды Петровны, Вирвихвист Галины. Деятельность этих женщин поистине заслуживает вечного уважения. |
12 | Вопрос от Яцуненко Ксении (Гимназия №153 им. А.С.Пушкина, г.Киев, Украина): Совершались ли медиками-подпольщиками научные открытия во время войны? Если да, то какие? |
Ксения, к сожалению медиками-подпольщиками не были совершены никакие научные открытия. Главной их целью, было восстанавливать тяжело раненых бойцов, а не совершать открытия. Они не думали, какую выгоду принесёт им то или иное дело. |
13 | Вопрос от Воробьевой В.В. (директора гимназии №1522, председателя жюри, г. Москва, Россия): Есть ли сведения, сколько бойцов возвратили в строй медики в годы войны? |
Уважаемая Вера Владимировна, к сожалению, с такими сведениями всегда можно поспорить, так как нет точных данных. Но примерные цифры впечатляют: всего за годы войны было госпитализировано 22 326 905 солдат и офицеров вооружённых сил. Из них 14 685 593 — по ранению, остальные — по болезни. Из этого огромного количества 76,9% возвращено в строй. Ещё 17% комиссовано. И лишь 6,1% бойцов врачам не удалось спасти. Такой результат работы военных медиков справедливо приравнивается к выигрышу крупнейших сражений. |
14 | Вопрос от Воробьевой В.В. (директора гимназии №1522, председателя жюри, г. Москва, Россия): В чем вы видите проявления долга врачей в годы войны? |
Вы знаете, работа врачей была в первую очередь долгом перед страной. Они должны были восстанавливать наших бойцов для новых боёв, чтобы наши войска одержали победу. Врачи были полноправными участниками той ужасной войны. Медики не думали о том, что будет завтра или через несколько мгновений…Они действовали по велению сердца. Они не думали о наградах и благодарностях, которые получат за свои действия. История Великой Отечественной войны знает множество примеров героизма советских военных медиков, их беззаветной преданности долгу, самопожертвования ради спасения раненых воинов, сохранения их жизни и здоровья. И сколько врачей погибло при исполнении своего гражданского долга. Но всё равно они шли с гордо поднятой головой, с надеждой на скорое освобождение. |
Вопросы по работе Перепелицы Вероники "Личность Лопатина П.Г. в партизанской и боевой славе Борисовского района":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Ямбор Кинги (Лицей №3 им. Владислава Брониевского, г. Островец Свентокшиски, Польша): Какой мемориал является самым известным, какие защитники отечества для тебя особенно важны и почему? |
Кинга, для меня сложно выделить один самый известный мемориал. Каждый из них, на мой взгляд, – это частичка памяти о миллионах погибших. Частичка, о которой помнят и знают. Но все же самым известным мемориалом на территории Беларуси является Хатынь. Хатынь - одна, но смысл этого слова огромен. Для нас, белорусов, это светлая память о тех, кто заслужил наибольшее право жить, но кого нет с нами. Хатынь - это миллионы жертв прошлой войны. Хатынь - это мой погибший прадед и ужасы детства бабушки. Хатынь - в каждом из нас. Изучая историю этой трагедии, особенно остро чувствуешь и глубоко понимаешь, какой дорогой ценой была завоевана советским народом, белорусским народом победа в Великой Отечественной войне. Ведь на всем протяжении фронта за Родину сражались и дети, и женщины, и старики. И я не могу разделить их на важных и не важных. Все они внесли крупицу себя в эту воистину ВЕЛИКУЮ победу, все они сражались за Родину. |
2 | Вопрос от Борзовой Юлии (Огарёвская средняя общеобразовательная школа №21, г. Щёкино, Россия ): Где и как ты собираешься искать забытые могилы? |
Юля, спасибо за интересный вопрос. |
3 | Вопрос от Бабич Кристины (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Насколько известна личность Лопатина белорусскому народу? Приблизительно сколько (в процентном соотношении) людей старшего поколения и сколько среди наших сверстников смогли бы сказать, кто это? |
К сожалению, Петр Григорьевич не широко известная личность. Но это ничуть не умоляет его заслуг. Под его руководством бригада «Дяди Коли» внесла весомый вклад в освобождение нашей Родины: уничтожено 288 автомашин, 9 танков, 6 самолетов, взорвано и сожжено 32 склада, 8 мостов, электростанция, спущено под откос 132 эшелона... Цифры эти впечатляют! |
4 | Вопрос от Ягольника Василия (Школа №70, г.Тула, Россия): Как можно увековечить нам, молодому поколению, память защитников Отечества? |
В нашей школе с осени 2003 года зародилась очень хорошая традиция: в каникулярное время ходить в многодневные походы по местам боевой славы Борисовщины. Целью наших походов является не только оздоровление ребят, но и сбор материалов о действиях партизанских бригад и отрядов, проведение реставрационных работ по восстановлению памятников. Несмотря на то, что многие памятники находятся в непроходимых лесах, болотах, и в день нам приходилось проходить до 20 километров, мы не останавливаемся ни перед чем. В целом, за время походов мы отыскали 11 заброшенных памятников: памятник Мише Усосскому (юному партизану, подорвавшему 23 мая 1943 года фашистов, пожертвовав своей жизнью), 5 памятников в деревнях Новое Село, Лисино, Иканы, Корсаковичи, братскую могилу на о. Багун, памятник скорбящей матери. И привели их в надлежащий вид: восстановили надписи, заделали цементом трещины, укрепили основания, покрасили ограды, расчистили территорию вокруг памятников и каждый год поддерживаем их в должном состоянии. |
5 | Вопрос от Никулина Антона (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Почему партизанская бригада под руководством Лопатина П.Г. получила такое, на первый взгляд, необычное название "Дяди Коли"? |
Все достаточно просто: "Дядя Коля" - это подпольное имя Петра Григорьевича Лопатина, руководителя одноименной партизанской бригады. |
6 | Вопрос от Шакуро Юлии (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Как ты считаешь, помнит ли современное молодое поколение, о том, кому они обязаны жизнью и о подвигах, совершенных ветеранами? |
Безусловно. Вспомним хотя бы дни накануне Дня Победы. Я уверена, что во многих городах России можно увидеть на антеннах автомобилей Георгиевскую ленту – дань памяти защитникам Родины, дань их мужеству и славе. |
7 | Вопрос от Воробьевой В.В. (директора гимназии №1522, председателя жюри, г. Москва, Россия): Почему имеются расхождения в приведенных данных о причиненном гитлеровцам уроне? |
По воспоминаниям Анатолия Павловича Шимановича, подрывника бригады "ДК", Лопатин выполнял приказы беспрекословно, точно и логично решал военные задачи. По этим словам мы можем судить, что всю документацию (рапорты, донесения и пр.) он вел добросовестно. Поэтому я считаю, что документы могли быть утеряны или сгорели. Ведь речь идет о деятельности партизанской бригады и боевых действиях. А энциклопедические данные ссылаются на официальную статистику. |
8 | Вопрос от Воробьевой В.В. (директора гимназии №1522, председателя жюри, г. Москва, Россия): Какие качества П.Г.Лопатина позволили ему стать во главе партизанской бригады? |
Лопатин был скромный, не любил говорить о себе, очень сдержанный и уравновешенный, владеющий собой в любой ситуации. Никто никогда не знал о его настроении, так как он всегда был спокоен. Петр Григорьевич был человек слова, дважды ничего не повторял, сам выполнял приказы беспрекословно и требовал этого от других, строго наказывал за проступки. Был рассудительным, мудрым, предвидящим ситуацию, интуиция его никогда не подводила. Очень точно и логично решал военные задачи. Был опытным разведчиком. Все операции, которыми он руководил, удавались. Он отличался огромной любовью и преданностью к Родине", - рассказывает о командире подрывник бригады "ДК" Анатолий Павлович Шиманович. |
Тезисы жюри (г.Москва) о работах участников:
К работе Новик Юлии, Сынковой Анны "Люди высокого долга. Медики-подпольщики"::
Работа, выполненная Юлией и Анной, носит характер исторических миниатюр, очерков о женщинах-медиках партизанских отрядов и подполья. При этом авторы используют документальные исторические сведения, что придает работе исследовательский характер и отвечает заявленным целям и задачам. Разнообразен инструментарий, методы исследования, включающий воспоминания и личные записи, дневники, материалы печати, архивы музеев, интервью. Работа написана доходчивым языком и отличается грамотностью и последовательностью.
Автор: директор гимназии №1522, председатель жюри Вера Владимировна Воробьева
К работе Перепелицы Вероники "Личность Лопатина П.Г. в партизанской и боевой славе Борисовского района":
Работа Вероники представляет две части: литературно – художественную в виде рассказа по прочитанным книгам о П.Г.Лопатине и историческую, включающую исследование документов, в том числе воспоминаний, полученных от партизан - ветеранов легендарной бригады « Дяди Коли». Первая часть погружает в события партизанского движения, знакомит с биографией Петра Григорьевича. Во второй части приводятся доказательства смелых разведывательных операций, диверсионных ударов бригады и проявленное мужество партизан во главе с командиром. Убедительны приведенные цифры одного из отчетов командира: 132 эшелона спущено под откос, уничтожено 288 автомашин, 9 танков, 6 самолетов, взорвано и сожжено 32 склада, 8 мостов, электростанция. Правда, сравнительные данные потерь, нанесенных фашистам, по дневникам Лопатина и данным энциклопедии расходятся. Работа построена на документах школьного музея, что придает ей особую ценность. Фотодокументы о походах минских школьников по местам партизанского движения и уходу за памятниками, установленными на местах сожженных гитлеровцами деревень и расстрелянных мирных граждан, свидетельствуют о глубоком уважении молодого поколения к тем, кто ценой жизни отстоял независимость Родины. При этом автор особо выделяет заслуги командира бригады «Дяди Коли» Петра Григорьевича Лопатина.
Автор: директор гимназии №1522, председатель жюри Вера Владимировна Воробьева
Итог Конференции:
№ | ФИО фактических участников |
ФИО фактических руководителей |
Фактические темы работ |
ПОБЕДИТЕЛЬ в номинации |
Приглашение в Москву |
1 | Новик Юлия, Сынкова Анна |
Богданович Наталья Анатольевна, Капыткова Людмила Дмитриевна, Пушкаревич Анна Сергеевна |
Люди высокого долга. Медики-подпольщики |
«Память». За бережное хранение памяти и изучение подвигов героев войны. «Поиск». За использование музейного и краеведческого материала. Работа отмечена специальным призом жюри. |
+ |
2 | Перепелица Вероника |
Богданович Наталья Анатольевна, Капыткова Людмила Дмитриевна, Пушкаревич Анна Сергеевна |
Личность Лопатина П.Г. в партизанской и боевой славе Борисовского района |
«Поиск». За использование музейного и краеведческого материала. Работа отмечена специальным призом жюри. |
+ |
Примечание. Собственник карт - "Яндекс" и Google, фотографий - участники МШИИК.