Информация об участниках и их работах:
№ | ФИО участников |
Информация об участниках |
Тема работы |
Краткая аннотация к работе (прислана участником) |
1 | Бебик Ирина |
Кто допустил развязывание Второй Мировой войны? |
||
2 | Гусев Михаил |
Тыл - кузница победы |
||
3 | Демчук Валентина |
Второй фронт |
||
4 | Морозова Александра |
Причины поражения СССР на первом этапе войны |
||
5 | Чечулина Иринина |
Анигитлеровская коалиция |
||
6 | Яцуненко Ксения |
Искусство, как один из источников победы советского народа над нацизмом |
Работы: OK
Сообщения от организаторов Конференции участникам:
Дата сообщения | |
05 апреля 2010 года | Уважаемые участники! |
28 апреля 2010 года | Уважаемые участники! |
14 мая 2010 года |
Уважаемые участники!
Огромное спасибо всем!
Организаторы Конференции, |
16 мая 2010 года | Уважаемые участники! |
Вопросы по работе Бебик Ирины "Кто допустил развязывание Второй Мировой войны?":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Бабич Кристины (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Как ты думаешь, почему существование пакта Молотова-Риббентропа отрицался в СССР и официально был опубликован только после распада Советского Союза? |
Кристина, спасибо за вопрос! Известно, что существование пакта не отрицалось в СССР, и он даже был опубликован в прессе (газета «Правда») после подписания. Секретный протокол, который прилагался к этому пакту, и вправду был опубликован в начале 90-х годов. Это объясняется тем, что в самом пакте не было высветлено ничего, что могло бы вызвать массовое негодование и осуждение действий советского правительства. В дополнительном протоколе фактически заключалась договорённость разделить сферы влияния Германии и СССР в Восточной Европе, то есть сознательный шаг к сотрудничеству Советского Союза с нацистской Германией в своих целях. Опубликование этого приложения могло вызвать волну протеста советского народа, а также разрушить репутацию Сталина как самого главного антифашиста. |
2 | Вопрос от Долманова Дениса (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Сыграл ли роль пакт Молотова-Риббентропа в победе над фашизмом? |
Спасибо за вопрос! Пакт Молотова-Риббентропа был подписан перед началом Второй мировой
войны, когда с фашизмом и нацизмом боролись только Народные фронты в
Испании, Франции и т.д. |
3 | Вопрос от Омелько Яны (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Как ты думаешь, разве можно на вопрос "Кто допустил развязывание Второй мировой войны?" ответить однозначно? Пришла ли ты к точному ответу в своей работе? Если да, то что полслужило этому? |
Спасибо за вопрос, Яна! В своей работе я исследовала точки зрения разных историков, как советских и зарубежных, так и современных. Разумеется, выводы, сделанные ими после проделанных исследований весьма разнообразны, и до сих пор не существует определённого заключения, которое бы стало основным. Но лично я в ходе работы пришла к выводу, что наиболее объективной точкой зрения является осознание вины как Германии и СССР, так и Франции и Англии, ведь международные отношения перед Второй мировой были осложнены не только напряженной ситуацией между Германией и Советским Союзом, но и политикой умиротворения и нежеланием Англии и Франции заключать договор против Гитлера со Сталиным. Я считаю, что по сути каждая страна внесла свою лепту в развитие межгосударственных отношений в мире, политической ситуации, а значит и в стремительное развитие причин, повлекших за собой начало Второй мировой. |
Вопросы по работе Гусева Михаила "Тыл - кузница победы":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Бабич Кристины (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Во время войны в срочном порядке строились новые фабрики в основном по производству вооружения. Какова их судьба сегодня? Продолжали ли они функционировать после окончания войны или пришли в запустение? |
Кристина, огромное спасибо за вопрос. Да, действительно эвакуировались на другие территории и строились новые фабрики и заводы, многие заводы в срочном порядке перепрофилировались. Предприятия, эвакуированные с оккупированных территорий, назад, после войны, не возвращались, а продолжали работать за Уралом, многие предприятия постепенно отходили от оружейного дела в другие русла. Такого же явления как массовое закрытие предприятий не было. Например, Ижевский механический завод (“Ижмаш”) после войны стал производить двигатели и запчасти для автомобилей; Ижевский машиностроительный завод после войны стал многоотраслевым, сохранив оружейное производство и развив автомобилестроение. Тульский завод был эвакуирован во время войны, но после нее возобновил свою работу, как оружейное предприятие, и на сегодняшний день является одним из самых развитых оружейных заводов. |
2 | Вопрос от Огородника Артёма (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Как ты думаешь, какова роль научных исследований и открытий в период войны для оказания помощи фронту? |
Спасибо, Артём. Безусловно, достижения науки того времени повлияли на ход войны. Во время войны были сконструированы новые, самые совершенные на то время танки ИС-2, ИС-3, появилась усовершенствованная авиация (в том числе истребитель Як-3, штурмовик Ил-10 и т.д.). Благодаря ученым, были найдены новые месторождения необходимых руд и металлов, найдены новые способы лечения. У СССР появилось техническое преимущество по сравнению с немецкой армией, что в дальнейшем способствовало Победе. |
3 | Вопрос от Борзова Юлии (Огарёвская средняя общеобразовательная школа №21, г.Щёкино, Россия): Можно ли семью каждого бойца считать источником Победы? |
Юля, благодарю за вопрос. Конечно же, семьи солдат можно считать источником Победы. Не будь у солдат семей, они бы не шли с такой уверенностью в атаку, не было бы столько героев. Солдаты понимали, что за ними стоит не только страна. Там были их матери, отцы, жены, дети. Красноармейцы понимали всю ответственность за них, и знали, на сколько нужна победа, что придавало им сил идти вперед и самоотверженно сражаться. |
4 | Вопрос от Никулина Антона (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Каким образом определялось, пойдет ли человек воевать на фронт или работать в тыл? Какую роль на это влияли физические способности и собственное желание людей? |
Антон, я понял ваш вопрос. Боеспособность определял в основном возраст человека, его здоровье и состояние. Естественно, что в первую очередь были мобилизованы призывники и недавно уволенные в запас солдаты в возрасте 18-30 лет. Но желание воевать также не оставалось в стороне. Я не говорю, что не нужно воевать, если не хочешь. В таком случае человек становился дезертиром и подлежал наказанию. А вот при иных обстоятельствах: если человек изначально был не призван на фронт, то его желание служить поощрялось. Также не редки были случаи, когда дети возраста 13-17 лет самовольно шли на фронт, хотели защитить Родину. Высококвалифицированные специалисты не призывались на фронт, часто им отказывали даже, когда они шли добровольцами – перед тружениками тыла тоже стояли грандиозные задачи. |
5 | Вопрос от Котовой Марии (Школа №3, г.Нелидово, Россия): Согласен ли ты с мнением, что наша страна без поддержки союзников не смогла бы победить фашистскую Германию? |
Мария, спасибо за очень интересный вопрос. Не могу сказать, что другие страны не были важны в этой войне. И в союзных армиях были герои, были битвы. Но всё же сильнейший и важнейший удар по армии Рейха нанес именно СССР, поэтому можно сказать, что в Европе наша армия бы справилась и без союзников. Хотя в таком случае, эту войну уже можно было бы назвать Советско-Германской, а не Второй Мировой. |
6 | Вопрос от Оногда Анны (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Что ты можешь рассказать о детях, которые работали в тылу. И какие были условия их работы? |
Анна, благодарю за вопрос. После ухода на фронт почти всего мужского населения, предприятия остались без рабочей силы. Тогда наряду с женщинами за станки встали дети, возраст которых колебался от 8 до 17 лет. Условия их труда ничем не отличался от условий взрослых, разве что из-за низкого роста им могли ставить табуреты под ноги. Конечно же, дети не могли работать по 8 часов в сутки, их рабочий день ограничивался 2-3, но и это можно считать героизмом с их стороны. |
Вопросы по работе Демчук Валентины "Второй фронт":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Ямбор Кинги (Лицей №3 им. Владислава Брониевского, г. Островец Свентокшиски, Польша): Какие события на этих фронтах являются переломными? |
Я считаю, что главным переломным моментом в ходе Великой Отечественной Войны является Сталинградская битва. Она не только была переломным моментом в ходе советско-германской войны и даже не только переломным моментом в ходе нынешней мировой войны против фашизма, но она явилась и переломным моментом во всей истории человечества. |
2 | Вопрос от Новик Юлии(Cредняя школа №97, г. Минск, Республика Беларусь): Изучение проблемы второго фронта в отечественной историографии приобретает важный практический смысл для того, чтобы руководители нашей страны в той или иной степени могли опираться на опыт своих предшественников. Как ты считаешь, повлияло ли открытие второго фронта на ход и итог Великой Отечественной войны? |
Безусловно, повлияло. С открытием второго фронта, крупные силы Германии были переброшены туда, тем самым, позволяя Советской армии совершать совместные наступательные операции, не позволяя Германии сосредоточиться на Восточном фронте. |
3 | Вопрос от Сошниковой Екатерины (Школа №70, г.Тула, Россия): Каково твоё личное мнение о важности Второго фронта в Великой Победе? |
С открытием Второго фронта, крупные силы Германии были переброшены туда, тем самым, позволяя Советской армии совершать совместные наступательные операции, не позволяя Германии сосредоточиться на Восточном фронте. |
4 | Вопрос от Ягольника Василия (Школа №70, г.Тула, Россия): Какой фронт, по твоему мнению, сыграл значительную роль во Второй мировой войне в Победе над фашизмом? |
Я считаю, что нельзя выделить какой-то один фронт, и утверждать, что только благодаря нему гитлеровская армия потерпела поражение. Противник был разгромлен в ходе боевых операций, проведенных на обоих фронтах. Следует так же учесть, что США, Великобритания и Франция вели боевые действия не только на Западном фронте. Сражения велись в Африке, Средиземноморье, на Балканах, в Тихом океане. |
5 | Вопрос от Омелько Яны (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Удалось ли тебе установить влияние Второго фронта на итог Второй мировой войны? Почему до сих пор о значении Восточного и Западного фронта в ходе боевых действий во Второй Мировой войне ведутся споры и существуют разногласия в мнениях среди исследователей? |
Мне кажется, что мне удалось установить влияние Второго фронта на итог Второй Мировой Войны. В работе довольно четко описаны планы на счет Второго фронта, его значение в ходе войны. |
Вопросы по работе Морозовой Александры "Причины поражения СССР на первом этапе войны":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Ямбор Кинги (Лицей №3 им. Владислава Брониевского, г. Островец Свентокшиски, Польша): Благодаря чему поражение СССР на первом этапе войны не оказалось окончательным и ему вместе с другими странами удалось победить фашистскую Германию? |
К лету 1943 г. военно-политическое положение СССР значительно укрепилось. Победы, одержанные Советской Армией зимой 1942/43 года, положили начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне. |
2 | Вопрос от Никулина Антона (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): К моменту времени, когда СССР уже смог контролировать ход войны, были ли изъяты все причины первоначально неудачного начала или все же некоторые из них остались? |
Я считаю, что СССР удалось ликвидировать основные причины поражения на первом этапе войны.
На начало войны граждане Советского союза были дезориентированы договором 1939 года между СССР и Германией о ненападении, однако вскоре стало ясно, что Гитлер планирует последующую оккупацию СССР, и это способствовало сплочению людей. Сталин пытался свести к нулю численное превосходство немцев в танках и авиации, и тем самым коренным образом улучшить положение армии. Была устранена недостаточная укомплектованность войск вооружением и техникой путем принятия на вооружение новых образцов и налаживанию их производства в глубоком тылу страны. Советская промышленность из месяца в месяц увеличивала выпуск самолетов, танков и средств борьбы с ними, ликвидировав в ходе войны превосходство врага в численности боевой техники. Было налажено всестороннее снабжение фронта и обеспечение всем необходимым за счет развертывания и начала работы промышленного комплекса в глубоком тылу, проведена мобилизация всех ресурсов страны под лозунгом "все для фронта, все для победы". В короткий срок вся промышленность была переключена на выпуск оборонной продукции. Тысячи промышленных предприятий из районов, которым угрожал враг, эвакуировались в тыл и продолжали там свою работу. |
3 | Вопрос от Котовой Марии (Школа №3, г.Нелидово, Россия): Каковы главные причины неудач СССР на начальном этапе войны? |
Я считаю, что одной из главных причин поражения СССР на первом этапе войны было игнорирование угрозы со стороны Германии в начале войны. Войска не были мобилизированы и своевременно не приведены в боевую готовность. Перед нападением на СССР Германия два года вела войну в Западной Европе, немецкие солдаты имели определенный опыт ведения боевых действий. Важным является так же то, что она не одна выступила против СССР. В союзе с ней начали войну Румыния, Финляндия, Италия, Венгрия. Кроме того, Германии помогали фашистская Испания, Болгария, Япония. |
4 | Вопрос от Гизатова Станислава (Лицей №384, г.Санкт-Петербург, Россия): Александра, как ты относишься к точке зрения Виктора Суворова о том, что СССР готовился к превентивному удару по странам Европы и в связи с этим оказался не готов к отражению агрессии со стороны Германии? |
Спасибо за интересный вопрос! Лично я отношусь к этой теории неоднозначно. Точка зрения Виктора Суворова довольно спорная. С одной стороны - она не опирается на документы, и это мне кажется неправильным. К тому же Виктор Суворов считался в Советском Союзе дезертиром, и, возможно, его труды из-за каких-то субъективных причин фальсифицировали факты. Но его теория объясняет многие неясные моменты истории Советского Союза. Многих ветеранов и очевидцев Второй мировой оскорбляет эта точка зрения – они искренне верят в то, что СССР оказался не готов к войне и из-за этого потерпел поражение. Ветеранам, которые шли в бой за Советский Союз больно это слышать. Но я считаю, что каждая точка зрения имеет право на существование. |
Вопросы по работе Чечулиной Иринины "Анигитлеровская коалиция":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Сынковой Анны (Cредняя школа №97, г. Минск, Республика Беларусь): Твоя работа вызвала большой интерес. А как ты относишься к политике Гитлера? Поддерживаешь ли ты его политический план по захвату СССР? Почему? |
К внутренней политике Гитлера я отношусь негативно, так как она была основана на превосходстве единой расы - арийской. У меня это вызывает несколько неприятные чувства. Я привыкла считать всех людей равными и для меня противоестественно считать кого-то недостойным нормальной жизни. |
2 | Вопрос от Шеврикуко Аркадия (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Какая страна Антигитлеровской коалиции внесла наибольший вклад в борьбу против врага? |
Здесь ответить однозначно на вопрос достаточно сложно, так как речь идет не только об экономическом вкладе, но и человеческом. |
3 | Вопрос от Шакуро Юлии (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Как ты считаешь, как можно бороться со сторонниками идеологии Гитлера в современном мире? |
Я считаю, что эта проблема очень актуальна в наше время. Много молодых людей считают себя фашистами или нацистами. Необходимо, еще с детства знакомить детей с историей, и показывать к чему приводят такие идеи. Государство должно заботиться о патриотическом воспитании нового поколения. Если бы эти молодые люди представили себя на месте тех, против кого они выступают… В качестве воспитательных мер полезно читать в старших классах историю философии, именно эта наука учит с уважением относится к взглядам и мыслям других людей. |
4 | Вопрос от Оногда Анны (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Какова актуальность и цель твоей работы? |
Изучение проблем Великой Отечественной войны и анализ деятельности всех тех, на ком лежит ответственность за удачи и поражения в этой кровавой битве, не утрачивает своей актуальности. |
Вопросы по работе Яцуненко Ксении "Искусство, как один из источников победы советского народа над нацизмом":
№ | Вопрос (задается организаторами Конференции или другими участниками) |
Ответ (присылает участник) |
1 | Вопрос от Ямбор Кинги (Лицей №3 им. Владислава Брониевского, г. Островец Свентокшиски, Польша): Какого писателя ты считаешь особенно важным, который пером начал свою борьбу с врагом во время Второй мировой войны или после неё, и почему? |
Здравствуй. Я считаю, что все мастера пера и слова были особенно важны в это время. Мне очень нравится творчество Константина Симонова. Он как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Непосредственно во время войны выходили его пьесы, которые ставились в театрах, такие как: «История одной любви», «Парень из нашего города». Он внес большой вклад в развитие искусства и освещение событий войны. |
2 | Вопрос от Перепелицы Вероники (Cредняя школа №97, г. Минск, Республика Беларусь): Ксюша, где ты находила материалы для исследования? Удалось ли увидеть вещи, сохранившееся с тех лет? |
Большинство материалов для исследования я находила в различной художественной и научной литературе, также пользовалась ресурсами Интернета. В ходе работы обнаружила большое количество преинтересных электронных музеев, но и, конечно, я была в Киевском музее Великой Отечественной войны с экскурсией, в которой большое внимание уделялось искусству того времени и мне удалось увидеть вещи, сохранившиеся с тех лет. |
3 | Вопрос от Бабич Кристины (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Ежегодно во время празднования Дня Победы исполняются песни военных лет. Была ли возможность у простых рядовых солдат их слушать, или на войне им было не до искусства? Как ты думаешь, какие чувства у них могли вызывать эти песни? |
Во время Великой Отечественной войны было опровергнуто изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Они пользовались огромнейшей популярностью у воинов. Я считаю, что эти песни, воспевающие подвиги, и просто рассказывающие о жизне без войны, вызывали только самые светлые чувства и наглядно показываюли солдатам, что они борятся за светлое будущее, за мир без войны, и побуждали их на новые подвиги. |
4 | Вопрос от Огородника Артёма (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Как ты думаешь - профессия военный фотограф: это искусство или подвиг человека, делающего общедоступной летопись войны? |
По-моему в данном случае эти понятия разделять не стоит. Безусловно военная фотография - это искусство, но чтобы творить великие произведения искусства, в это тяжелое время совершались подвиги. Выйти на поле боя - это безумный риск, но осветить происходящее на нем и донести до людей, работающих в тылу - просто необходимо. |
5 | Вопрос от Никулина Антона (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Какой вид искусства стал наиболее распространенным в годы Великой Отечественной войны и сыграл наиболее значительную роль? |
Все виды искусства были популярны в годы Великой Отечественной войны, но, по-моему, самым распространенным и популярным в обществе было плакатное искусство. Агитационные плакаты массово призывали людей идти на фронт, к работе в тылу с полной самоотдачей, к борьбе с неприемлемым в обществе нацизмом. Настолько ярко красочно и наглядно были оформлены эти плакаты, что никто не мог остаться равнодушным, поэтому я считаю, что они сыграли наиболее значительную роль в разгроме врага. |
6 | Вопрос от Оногда Анны (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Сильвинский написал стихотворение "Я это видел". На каком судебном процессе в качестве обвинения читали это стихотворение? |
Стихотворение Ильи Сельвинского описывают события, произошедшие в Багеровом Яру, неподалеку от села Багерово. Но, к сожалению, я нигде не встречала упоминания о том, чтобы это стихотворение зачитывалось где-либо в качестве обвинения. Если вы предоставите мне столь интересную информацию, буду признательна. |
7 | Вопрос от Шакуро Юлии (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Какие произведения искусства времён Второй мировой войны запомнились тебе больше всего? |
Самое большое впечатление на меня произвели агитационные плакаты того времени, потому и запомнились мне больше всего. Художники использовали очень яркие и запоминающиеся образы, которые действительно побуждают к делу. |
8 | Вопрос от Долманова Дениса (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Как ты считаешь, стихи и произведения о войне способны сохранить память и пронести её через многие поколения? |
Спасибо за интересный вопрос. Я считаю, что стихи и произведения о войне, написанные очевидцами, несомненно способны сохранить память и пронести ее через поколения. Война - это всегда трагедия, потеря и сильнейшие переживания, впечатления, которые побуждают создавать произведения искусства, а если за дело берется мастер, то не стоит сомневаться, что он сможет передать все свои чувства и донести их до других. |
9 | Вопрос от Омелько Яны (Гимназия Золитуде, г.Рига, Латвия): Кто из художников/писателей того времени был наиболее знаменит? Можешь ли ты привести названия их работ? |
Кукрыниксы (объединение трех художников: М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова): “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Оборона Севастополя», А. Пластов «Фашист пролетел», И. Тоидзе «Родина – мать зовёт!» - самые популярные работы художников. |
10 | Вопрос от Овчаренко Игоря (Лицей искусств, г.Керчь, Украина): Какую необходимость несло искусство в такое сложное время? |
Во время войны искусство играло, как никогда, большую роль. На него были возложены большие обязательства, такие как: ободрять солдат идущих на фронт, призывать к всеобщей борьбе, помогать переживать трагедии и радоваться победам. Искусство охватывало абсолютно все стороны жизни людей и везде вносило свою лепту. Собственно, этот вопрос я и разбирала в своей работе. |
11 | Вопрос от Макуровой Виктории, Сорокиной Марии (Лицей №384, г.Санкт-Петербург, Россия): Ксения, мы не могли пройти мимо Вашей работы, так как сами причастны к искусству. То, что светская культура повлияла на подъем советского народа - понятно. Но нам было бы интересно узнать Ваше мнение о влиянии церкви на людей в годы ВОВ. |
В довоенные годы русская православная церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Несмотря на нанесённые обиды, на совершённое над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, РПЦ в тяжёлую годину для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу. Вера людей в Бога, их преданность церкви стали еще одним мотиватором к борьбе с врагами. Я считаю, что церковь, несомненно, внесла огромную лепту в борьбу с нацизмом. |
Тезисы жюри (г.Москва) о работах участников:
К работе ФИО "" :
Автор:
Итог Конференции:
№ | ФИО фактических участников |
ФИО фактических руководителей |
Фактические темы работ |
ПОБЕДИТЕЛЬ в номинации |
Приглашение в Москву |
1 | Бебик Ирина |
Мартынюк Елена Владимировна |
Кто допустил развязывание Второй Мировой войны? |
«Точка зрения». За аргументированность авторской позиции. |
+ |
2 | Гусев Михаил |
Мартынюк Елена Владимировна |
Тыл - кузница победы |
«Юный исследователь». За глубину подхода к исследуемым проблемам. Работа отмечена специальным призом жюри. |
+ |
3 | Демчук Валентина |
Мартынюк Елена Владимировна |
Второй фронт |
«Точка зрения». За аргументированность авторской позиции. Работа отмечена специальным призом жюри. |
+ |
4 | Морозова Александра |
Мартынюк Елена Владимировна |
Причины поражения СССР на первом этапе войны |
«Точка зрения». За аргументированность авторской позиции. |
+ |
5 | Чечулина Иринина |
Мартынюк Елена Владимировна |
Анигитлеровская коалиция |
«Системность». За системный подход к исследованию. |
+ |
6 | Яцуненко Ксения |
Мартынюк Елена Владимировна |
Искусство, как один из источников победы советского народа над нацизмом |
«Творческий подход». За артистизм в презентации работы. |
+ |
Примечание. Собственник карт - "Яндекс" и Google, фотографий - участники МШИИК.