Город КАЛИНИНГРАД. РФ
Карта1 Карта2

ФИО участников

Информация об участниках

Тема работы

Краткая аннотация к работе (прислана участником)

1

Ракитина Татьяна Андреевна

17 лет,МОУ гимназия №32,г. Калининград

Боевой путь французского авиационного полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в годы Великой Отечественной войны 1942-1945

Тема моей работы: «Боевой путь французского авиационного полка «Нормандия – Неман» в годы Великой Отечественной войны». Я работала с данной темой два года.
28 ноября 2004 года исполнится 62 года со дня, когда в разгар Сталинградской битвы, в напряжённое для России время ведения боевых действий, прилетели первые французские добровольцы, изъявившие желание сражаться на самом напряжённом фронте – Восточном. Это были 14 лётчиков и 58 техников, прибывших на подмосковный ивановский аэродром из авиабазы РАЯК в Ливии. Из песчаной и жаркой страны они попали в снежную и холодную Россию. Так началась боевая история полка «Нормандия – Неман».
Цель мой работы: кратко осветив историю создания полка, боевой путь на советско-германском фронте, сделать акцент на исследовании боевого мастерства французских лётчиков во время боевых действий на территории Восточной Пруссии. Кроме того, я поставила задачу проследить, по возможности, послевоенную судьбу полка, французских лётчиков и их боевых помощников и товарищей советских авиационных техников.
Методами моего исследования стали: анализ справочной и мемуарной литературы (воспоминаний бывшего командира 303-ей истребительной авиадивизии, в состав корой входил авиаполк «Нормандия – Неман», Захарова; мемуаров французского военного лётчика Франсуа де Жоффра, воевавшего в составе полка), анализ газетных публикаций (корреспондента «Красной Звезды» Каушанского и бывшего переводчика полка Игорь Эйхенбаума). Я использовала материалы интервью, полученные от председателя Совета ветеранов полка (10 января 2004г), архивные материалы Калининградского историко-художественного музея. Кроме этого, мною были сделаны письма-запросы на имя председателя Совета ветеранов полка в Москву (Агавельяна и Капралова) и по месту жительства: бывшему технику командира полка – Деревянко Владимиру Поликарповичу (г. Киев), бывшему начальнику радиостанции «РАЯК» Луничкину Ивану Ивановичу (г. Москва) и лётчику Якубову Степану Филипповичу (г. Одесса)- я получила ответ на моё письмо от его жены.
В своей работе я осветила:
• Историю создания французской авиационной эскадрильи.
• Боевые действия «Нормандии» на советско–германском фронте (1942-1944гг).
• Боевые действия на территории Восточной Пруссии (1944-1945гг).
• Послевоенную судьбу эскадрильи и её героев.
Моя работа имеет практическую значимость. Новые материалы, полученные от А. А. Капралова, могут быть использованы в экспозиционной работе. А результатом налаженного контакта с Советом ветеранов полка «Нормандия – Неман» может стать пополнение фондов музея новыми материалами по данной теме, так как я располагаю данными о местах проживания почти всего технического персонала полка.
Прошло много лет, но Франция и Россия чтят память погибших французских лётчиков, и каждый год 9 мая в Москве на Кропоткинской набережной у дома 29 , где размещалась французская миссия, собираются ветераны полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН».
И словно клятва, звучат слова песни: «А тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить».

2

Виталий Листопадов

16 лет, МОУ гимназия №32,г. Калининград

Калининградцы – участники Сталинградской битвы

В своей работе я хочу рассказать о Сталинградской битве. Рассматривать Сталинградскую битву буду под призмой краеведения, то есть особый интерес в научной работе представляют части и соединения, которые участвовали в 1945г. в Восточно-Прусской операции.
В моей работе изложены материалы, полученные из личного общения с ветеранами-участниками. Находит отражение так же и экспозиция Историко-художественного музея г.Калининграда, которая представлена документами, архивами, орденами, медалями, личными вещами, фотографиями и материалами фондов.
Цель моей работы – исследовать роль в Сталинградской битве представителей командного состава фронтов, армий и дивизий, а также роль частей и соединений, имеющих отношение к краеведению, т.е участвовавших в Восточно-Прусской операции, и рассказать о Сталинградской битве глазами калининградцев, тех, кто был участником этого ключевого сражения Великой Отечественной и Второй Мировой войны.
В своем исследовании я опирался на следующие работы: фундаметальное исследование советских ученых “История Второй Войны” в 12-ти томах (т.5), книгу Курта Типпельскирха “История Второй Мировой войны”, написанную генералом вермахта, излагающим немецкую концепцию истории Второй Мировой войны и книгу американского историка Энтони Бивора “Сталинград”. Таким образом я изучил взгляд на Сталинградскую битву историков трех государств: России, выигравшей это сражение, Германии – проигравшей сражение, и союзницы России – США.
Методы исследования: анализ общих работ советских и зарубежных авторов, анализ воспоминаний и интервью участников Ст.битвы, работа с картами.
Глава I: “Сталинград – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй Мировой войны.”
1. Оборонительный период (17 июля – 18 ноября 1942г.)
2. Наступательный период (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943г.)
3. Роль Донского фронта и его командующего К.К. Рокоссовского в Сталинградской битве.
4. 62-я армия – на самых напряженных рубежах.
5. 24-й танковый корпус (2-й гвардейский) и 8-я воздушная армия Хрюкина и 2-я гвардейская армия.
Глава II: “Калининградцы – участники Сталинградской битвы”
1. Чепрасов Николай Николаевич
2. Дикий Иван Семенович
3. Верниковская Людмила Романовна
Глава III: “Оценка Сталинградской битвы зарубежными и советскими историками”
1. Оценка советскими специалистами.
2. Оценка зарубежными специалистами.
Анализируя общие работы по теме и сопоставляя их с исследованием Восточно-Прусской операции (см.таблицу), я определил, что в Сталинградской битве принимали участие следующие части и соединения, имеющие отношение к краеведению: Донской фронт, 8-я воздушная армия, 62-я и 24-я армии, 2гв. армия и 24-й танковый корпус, 138-я и 13-я гвардейская дивизии из состава 62-й армии.
В Сталинградской битве Донским фронтом командовал Рокоссовский, 8-й воздушной армией Хрюкин, 62-й армией Лопатин, начальником штаба 62-й армии был Крылов, 138-й дивизией командовал Людников.
В составе следующих армий сражались наши земляки: Чепрасов (24-я армия), Дикий (62-я армия) и Верниковская (62 армия).
Учитывая масштабы сражения, то, что в нем были задействованы сотни частей и соединений, десятки армий и полководцев, я намерен продолжить свое исследование.
Анализируя воспоминания и интервью ветеранов и сопоставляя их с общими работами по теме российских и зарубежных историков, я смог сделать следующие выводы по теме:
1. Сталинградская битва, крупнейшее сражение Великой Отечественной и Второй Мировой войн, длившееся более 6 месяцев, стало коренным переломом в ходе войны в пользу Советской армии.
2. Сталинградская битва более двух месяцев шла в сложных условиях города; шли уличные бои, бои буквально за каждый дом (дом Павлова защищали 58 дней!).
3. Население города до начала битвы не было эвакуировано, и это стало трагедией для 600тыс. людей, разделивших с солдатами весь ужас войны.
4. Для укрепления дисциплины в июле 1942года в период тяжелых оборонительных боев вышел приказ Сталина №227 “Ни шагу назад!”, призвавший защитников города стоять насмерть.
5. Велика была роль артиллерии, которая помогала защитникам города, а в период контрнаступления впервые за время войны использовалась в таких широких масштабах.
Под Сталинградом советские солдаты сделали невозможное. Целые дивизии проявляли героизм, отстаивая город (к примеру, 138 стрелковая дивизия Людникова и 13 гвардейская Родимцева из состава 62-й армии.). И только русский человек в состоянии понять причины этой победы. Конечно, велика роль советских стратегов, т.к. Жуков, Рокоссовский, Василевский, Воронов, сумевших тщательно разработать и провести операцию на окружение целой армии. И все же Сталинград отстоял русский солдат ценой тысяч погибших в этом сражении.

3

Антон Кожевников

16 лет,МОУ гимназия №32,г. Калининград

Штурм Кёнигсберга глазами Отто Ляша

1. События Второй Мировой Войны, в частности, Восточно-Прусской операции и центрального её события, штурма Кёнигсберга, привлекают внимание исследователей, высказывающих различные точки зрения.
2. Целью моей работы было изучение мемуарной литературы, связанной со штурмом Кёнигсберга, в данном случае советских и немецких военачальников.
3. В своём исследовании я ставил перед собой следующие задачи: проанализировать штурм Кенигсберга глазами его участника-коменданта города, генерала О. Ляша; сравнить точку зрения О. Ляша по штурму города с мнением маршала Советского Союза А.М. Василевского; сделать необходимые выводы. Взгляд на это событие с советской стороны дополнен также воспоминаниями командующего 11 Гв.Ар. К.М. Галицкого.
4. В своей работе я использовал более 10 книг, значительными из которых являются «Так пал Кёнигсберг» О. Ляша, «Дело всей жизни» А.М. Василевского и «В боях за Восточную Пруссию» К.Н. Галицкого.
5. Методами исследования данной работы являлись изучение документов, анализ мемуаров военных историков и сравнение различных точек зрения на штурм Кёнигсберга в их сопоставлении.
6. К апрелю 1945 года, в ходе Восточно-Прусской операции, советские войска, разгромив Хайлигенбайльскую группировку, подошли к Кёнигсбергу с целью взятия крепости. Штурм города, проходивший с 6 по 9 апреля и закончившийся капитуляцией, являлся важнейшим этапом Восточно-Прусской операции. С ним неразрывно связано имя последнего коменданта крепости генерала О. Ляша.
7. Мнение Ляша с одной стороны, Василевского и Галицкого с другой о ходе штурма довольно схожи, но в отдельных моментах (в оценке обороны; соотношении сил; причинах поражения) их точки зрения не совпадают.
8. При сравнении взглядов на штурм Кёнигсберга вырисовывается более полная картина тех событий, но в то же время, учитывая несовпадения по некоторым аспектам, напрашиваются два вопроса: почему возникают данные противоречия и чьё мнение является более объективным?
9. Воспроизводя хронологию событий штурма Кенигсберга оба военачальника – Ляш и Василевский сходны во мнениях, описывая этапы. Но каждый из них имеет свой взгляд на происходящее, так как сражались они по разные стороны.
10. Книга «Так пал Кёнигсберг» О. Ляша – это рассказ не только о штурме крепости, но и о человеке, возглавлявшем оборону и познавшем вместе со всеми защитниками города все последствия поражения. Она является взглядом с другой стороны, мнением отличным и во многом противопоставленным точке зрения маршала Василевского.
11. Василевский указывает, что взятие Кенигсберга имело большое значение на завершающем этапе разгрома немецко-фашистских войск. К.Н. Галицкий в своих мемуарах более подробно останавливается на штурме крепости, в целом поддерживая мнение маршала Советского Союза, чья оценка штурма города является более объективной. Василевский и Галицкий, в отличие от Ляша, касаясь причин поражения, выделяют более совершенные военно-технические возможности Советской Армии и её боевой опыт.
12. Практическая значимость моей работы заключается в следующем: изучение взгляда на штурм Кёнигсберга глазами победителей и побеждённых поможет более объективному освещению событий, произошедших на этой земле 59 лет назад и формированию научного взгляда на историю.

4

Славина Дина

15 лет,МОУ гимназия №32,г. Калининград

Холокост в Пальмикене

Тема моей исследовательской работы - Холокост в Пальмикене, современном пос. Янтарный. Доказать, что эта тема актуальна и сейчас, помогает тревожный факт. В газете Комсомольская правда в Калининграде от 14 января 2004 года вышла статья под названием «Летнее кафе вместо мемориала жертвам Холокоста». Подумав о том, что даже такие высокопоставленные люди как мэр Янтарного могли допустить такое неуважение памяти тысячам жертв я поняла, что рассказать этот урок истории просто необходимо. Эта тема имеет большой теоретический интерес, используемый для развития толерантности к другим народам в нашем обществе. Поскольку я живу в Калининградской области, история города Пальмикена близка мне и поэтому я решила рассказать именно об этом.
В своей работе я использовала следующие методы и способы работы:
1. Метод исторического анализа
2. Сравнение и сопоставление всевозможных фактов и материалов
3. Метод интервью
Собранные мною материалы, которые подробно изложены в основной части, дают отчетливую и ужасающую картину незаслуженно забытых событий.
В своей работе я пришла к следующим выводам:
1. Что даже самые маленькие и незначительные проявления националистических настроений и идей нужно пресекать на корню, как в масштабах государства, так и в рамках отдельного города, посёлка и даже личности.
2. «Чёрную чуму» ХХ века может победить только единство всех народов мира, и добьёмся этого мы или нет зависит только от нас самих. Каждый должен начинать прежде всего с себя.
3. Отрицание реальности Холокоста, равнодушие к его событиям ставит под угрозу наше общее будущее. И так как волна экстремизма может захлестнуть любое государство, мы должны обмениваться опытом и бороться с этой проблемой сообща!
4. Геноцид, в том числе Холокост. Как это не парадоксально прячется под маской войны.
5. Холокост – это симптом летальный, социальной болезни, охватившей всё человечество. Но к счастью всемирный организм пошёл на поправку. А память о Холокосте и усвоение его уроков–само лучшее лекарство.

Заключение
Марш смерти под Кенигсбергом поглотил 7000 человек, а может быть и больше. Эта трагедия остается пока мало известной. Жертвы этой трагедии - молодые люди, в большинстве женщины, которые не успели завести семью, стать матерями. Они погибли у порога освобождения. Умирающий Третий Рейх продолжал преступные злодеяния до последнего дня своего существования. Хотелось бы сохранить все, что известно об этих жертвах, чтобы не допускать никогда подобных преступлений.
Я верю, что эта «черная страница» истории останется в прошлом, что больше никогда и нигде один народ не будет уничтожать другой. Верю, что настоящие, общечеловеческие ценности станут основой жизни в XXI веке и в грядущей истории человечества. Но для того, чтобы это произошло надо честно и открыто говорить не только об истории фашизма, но и прилагать все усилия для борьбы с любыми его проявлениями, чтобы уроки второй мировой войны не исчезли бесследно.

5

Мирошник Святослав, Эльвира Юрченко, Светлана Корнеева

16 лет,МОУ гимназия №32,г. Калининград

Концентрационные и трудовые лагеря на территории 1/3 части Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) 1941-1945

Массовое истребление тысяч людей в концентрационных лагерях Восточной Пруссии и использование рабского труда в трудовых лагерях являются частью политики геноцида фашистской Германии в годы Второй Мировой войны по отношению к целым народам (славянским народам, евреям). Напоминание об этом актуально, так как в настоящее время в России, в том числе и в Калининградской области, появляются молодежные националистические организации, которые берут на вооружение фашистские лозунги.
Цель данной работы – определение роли концентрационных и трудовых лагерей 1-го военного округа (ныне территория Калининградской области) в карательной империи нацизма. Автор исследует структуру и типологию лагерей в зависимости от их функционального назначения, выясняет соответствие условий содержания и обращения с военнопленными с Гаагской и Женевской конвенциями, сопоставляя различные точки зрения по данной проблеме, показывает сопротивление фашизму в лагерях Восточной Пруссии.
Исследование проводилось на базе анализа работ общего содержания по данной теме, документов Калининградского историко-художественного музея и польского музея г. Штутова (место расположения концлагеря Штуттхоф), воспоминаний бывших узников.
Документы свидетельствуют, что на данной территории с 1939 по май 1945 функционировало 47 лагерей (29 – для военнопленных: оффлаги – для офицерского состава, шталаги – для рядового, дулаги – пересыльные или фильтрационные; 18 трудовых лагерей).
Анализируя изученный материал, автор пришел к следующим выводам:
1. Территория Первого военного округа была не так густо насыщена лагерями, как территории Польши и центральной Германии, (для сравнения: в Кенигсберге располагалось 17 лагерей, в Берлине – 150). Причина – непосредственная близость к границам СССР и в связи с этим большая вероятность побегов. Кроме этого менее высокий уровень развития промышленности в данном округе, что ограничивало возможности использования рабочего труда.
2. Здесь не было концентрационных лагерей немедленного уничтожения с крематориями и газовыми камерами, но условия содержания были таковыми, что тысячи людей умирали от эпидемий, голода, холода.
3. Содержание советских военнопленных противоречило нормам и положениям Гаагской и Женевским конвенций, что подтверждают документы вермахта (о клеймении, о захоронении, о расстрелах коммунистов и политработников, об использовании принудительного труда и содержании рабочих).
Неправомерно заявление члена немецкого командования Курта Типпельскирха о гуманном отношении к военнопленным фашистского вермахта. Эта политика геноцида может вызывать только осуждение. Путем использования рабского труда Германия покрывала собственный дефицит в рабочей силе.

Список используемой литературы:
1. Датнер: «Преступления немецкого вермахта в отношении военнопленных»; М., 1963.
2. Семиряга М.И. Тюремная империя нацизма и ее крах. – М., 1991.
3. История Второй Мировой войны. Выводы побежденных. 1939-1945.; К.Типпельскирх, А. Киссельгирд; изд. Аст; Москва, 2003 г.
4. Материалы Нюрнбергского процесса; изд. Юридической литературы; Москва, 1957 г. (том 1).
5. Память; изд. Янтарный сказ; Калининград, 2002 г.; (том 13).
6. Война Германии против советского союза 1941-1945. Документальная экспозиция; Г. Рюруп; изд. Argon; Берлин, 1991 г.
7. Материалы научного архива Калининградского историко-художественного музея (Концентрационные лагеря на территории Восточной Пруссии; Щербинская И.П.; Рукопись.); документы музея г. Штутова (воспоминания узников).
8. Переписка по теме с государственными архивами, военными комиссариатами, рядом газет, музеями, отдельными гражданами.

6

Гринева Юлия

16 лет,МОУ гимназия №32,г. Калининград

Калининградцы-участники Московской битвы

1) Тема моей работы "Калининградцы – участники Московской битвы". В российской и зарубежной историографии Московской битве уделено достаточно много внимания. Единодушно оценивая ее значение как начало перелома в ходе войны, историки расходятся в оценке причин. Гудериан и Лиддел Гарт винят сильные морозы и плохие русские дороги, а Типпельскирх бездарного полководца Гитлера. Но на самом деле причины были в другом…
2) Цель моей работы – взглянуть на сражение с передовой, из "промерзшего окопа", выяснить где воевали ветераны-калининградцы под Москвой, что помнят спустя 60 лет, как оценивают противника и в конечном итоге в чем видят причины победы наших войск.
3) Методами моего исследования стали – анализ общих работ по теме (книг Самсонова "Великая битва под Москвой" и Анфилова "Провал блицкрига", Типпельскирха "История Второй Мировой Войны" и Лиддел Гарта "Вторая Мировая Война"). Исследование предполагало работу с картами. Но основными методами стали – анализ воспоминаний и интервью десятерых ветеранов-калининградцев – участников Московской битвы: 3-ех пехотинцев (Богданчиков, Кондауров и Морозов), 2-ух артиллеристов (Петрикин и Кузнецов), кавалериста С.П. Журбы, танкиста Козярука, представителя войск НКВД Студинского и двух медиков: Лукьяненко и Лупандиной.
4) Ценность моей работы и ее практическая значимость заключается в том, что я сравниваю традиционную оценку событий, изложенную в официальных источниках, с субъективной оценкой ветеранов, с которыми я контактировала лично. Это, в конечном итоге, дает более объективное и полное освещение событий истории. Таким образом, я прихожу к следующим выводам: а) события под Москвой разворачивались (исходя из оценок ветеранов) более драматично, унося жизни миллионов русских солдат; б) отступлению немцев способствовали не только сильные русские морозы, но и прежде всего самоотверженность русских солдат, их огромная любовь к Родине и желание освободить от фашистов не только Советский Союз, но и Европу!
5) Под Москвой победил русский солдат, сила его духа, и в эту победу внесли свой вклад наши земляки: Козярук Г.Р., Богданчиков В.В., Студинский А.И., Кузнецов А.И. и другие.
Беседуя с участниками тех далеких событий, поражаешься уверенности этих людей в победе в трудное и критическое время для страны, когда враг стоял у самой Москвы.
Этой верой в себя, в русского человека живут наши герои и сейчас. Года стерли из памяти даты, цифры, названия населенных пунктов, последовательность событий, произошедших 60 лет назад, но они помнят главное – под Москвой выстоял русский солдат, и только он мог выстоять в тех неимоверно сложных условиях осени 1941 года. Ведь тогда решалась судьба не только СССР, но и всего мира.

Сообщения от организаторов Конференции участникам:

Дата сообщения Текст сообщения
06 ноября 2004 года Уважаемые господа,
Сообщаем Вам, что Конференция начала свою работу 1 декабря 2004 года. Всем участникам необходимо до 6 декабря задать 4-5 вопросов по работам других участников, воспользовавшись форумом (см. ссылку ниже). Предварительно ознакомьтесь с инструкцией. Просим Вас в период Конференции периодически просматривать свою личную страницу для получения текущей информации о её ходе. В период с 7 по 15 декабря личные страницы будут обновляться каждые 2 часа в случае поступления информации.
03 декабря 2004 года Уважаемые господа,
Убедительно просим Вас отправить Ваши вопросы другим участникам и своевременно отвечать на поступающие вопросы к Вашим работам.
07 декабря 2004 года Уважаемые господа,
Напоминаем, что Конференция уже идет. Убедительно просим Вас отправить Ваши вопросы другим участникам и своевременно отвечать на поступающие вопросы к Вашим работам. Вы также можете вступать в дискуссии с другими учасниками и задавать оргвопросы Организаторам с помощью Системы Интерантива (СИ) в режиме on-line. Ближайший Интерактив состоится 11 декабря 2004 года в 12,00 (по московскому времени). Адрес: http://museum1522.narod.ru/beseda.html
09 декабря 2004 года Уважаемые господа,
Сообщаем Вам, что подтверждением того, что Ваш вопрос передан другим участникам, является его публикация на личной странице адресата (кроме случаев указания e-mailа в форуме). Подтверждением получения Вашего ответа является его публикация в таблице с соответствующим вопросом.
11 декабря 2004 года Уважаемые господа,
Сообщаем Вам, что следующий Интерактив между участниками и Организаторами Конференции состоится 13 декабря в 14,00 (по московскому времени) и продлится 1 час (адрес см. сообщение от 7 декабря).
16 декабря 2004 года Уважаемые господа,
Сообщаем Вам, что в связи с неявкой и пассивностью некоторых участников, Конференция продлевается до 21 декабря. Объявление победителей состоится 22 декабря в 17,00 в режиме Он-лайн (адрес см. сообщение от 7 декабря). Следующий Интерактив между участниками и Организаторами Конференции состоится 20 декабря в 20,00 (по московскому времени) и продлится 1 час (адрес см. сообщение от 7 декабря).
19 декабря 2004 года Уважаемые господа,
Сообщаем Вам некоторые пункты заключительного Интерактива Конференции (22 декабря в 17,00). В течение Интерактива и недели после него будет решаться вопрос о том, кто из участников и их руководителей приедет на слет в 2005 году. Во время хода Интерактива (в т.ч. и в течение последующей недели) директор гимназии 1522 Воробьева Вера Владимировна и Организаторы свяжутся с руководителями по рабочим или домашним телефонам. После уточнения всех интересующих Организаторов вопросов Вам (в случае победы) будет выслано официальное приглашение (по почте).
В связи с этим, убедительно просим Вас до 16,00 22 декабря ответить на оставшиеся на Вашей личной странице вопросы (если таковые есть), а также присутствовать на Интерактиве.
Если у Вас возникли какие-либо вопросы или Вы не можете присутствовать на Интерактиве, звоните по телефонам Организаторов (после 18,00).
Благодарим Вас за участие!
22 декабря 2004 года (17,00)

Заключительное слово от Организаторов

Уважаемые господа,
Конференция "Через славное прошлое к мирному будущему", посвященная проблемам Второй Мировой войны, завершает свою работу.
На Конференции было представлено 29 работ из Венгрии, Германии, Латвии, Польши, России, Словении, Украины и Эстонии. В них было показано, как могут народы разных стран, объединившись, бороться с общим злом - фашизмом. Без знания истории не возможно решать проблемы современного мира, в котором жить нам и нашим потомкам. От каждого из нас зависит судьба всей планеты.
Мы рады найти единомышленников, друзей, занимающих активную социальную позицию. Благодарим все творческие группы учащихся и руководителей, откликнувшихся на наш призыв, приславших свои проекты и принявших участие в работе Конференции.
Особую благодарность хочется выразить нашим новым друзьям из
Словении - Барбаре Копач, Юрию Видмару и Инес Возель;
Польши - Элеоноре Весоловске и Веславу Каниовски;
Эстонии - Ереминой Ларисе Анатольевне и Артуру Захарову;
Латвии - Илюшиной Галине Григорьевне, Максиму Залесному и Руслану Габасову;
Германии - Андрее Кляйнейдам и Анне Данейлян;
Не возможно не отметить серьезную и глубокую работу учащихся из г. Калининграда, их плодотворное сотрудничество с Музеем.
С огромным удовольствием приглашаем всех участников Конференции в Москву на слет "От трагедии войны к культуре мира", который пройдет в гимназии №1522 в марте 2005 года.

Благодарим Вас за участие!
До встречи в Москве!!!

Вопросы по работе участника:
<

Вопрос (задается куратором Конференции или другими участниками)

Ответ (присылает участник)

1 Вопрос от Анны Даниелян (Германия): Есть ли у вас историческо-статистические данные,сколько французских лётчиков погибло во время Великой Отчественной войны? (к работе Боевой путь французского авиационного полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в годы Великой Отечественной войны 1942-1945) Ответ на данный вопрос не получен
2 Вопрос от Евгения Комова (Россия): Что случилось с 58 французскими механиками после их замены на русских механиков? Какова судьба этих французов? (к работе Боевой путь французского авиационного полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в годы Великой Отечественной войны 1942-1945) Ответ на данный вопрос не получен
3 Вопрос от Евгения Комова (Россия): Является ли полк "Нормандия-Неман" элитной эскадрильей? (к работе Боевой путь французского авиационного полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в годы Великой Отечественной войны 1942-1945) Ответ на данный вопрос не получен
4 Вопрос от Жуковой Татьяны Петровны (Россия): Участвовал ли автор в городской ученической научно-практической конференции "Поиск и творчество"? Каковы результаты? (к работе "Калининградцы-участники Московской битвы" ) Ответ на данный вопрос не получен
5 Вопрос от Жуковой Татьяны Петровны (Россия): Какова роль наставника Юлии - Юрченко Эльвиры Владимировны в создании данной работы? (к работе "Калининградцы-участники Московской битвы" ) Ответ на данный вопрос не получен
6 Вопрос от Веслава Каниовски (Польша): Использовали ли немцы танки во время битвы за Кенигсберг? Если да, то какого типа? (к работе "Штурм Кёнигсберга глазами Отто Ляша") Ответ на данный вопрос не получен
7 Вопрос от Веслава Каниовски (Польша): Каковы были послевоенные судьбы французов? (к работе Боевой путь французского авиационного полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в годы Великой Отечественной войны 1942-1945) Ответ на данный вопрос не получен
8 Вопрос от Веслава Каниовски (Польша): Как часто случались побеги из лагерей? (к работе "Концентрационные и трудовые лагеря на территории 1/3 части Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) 1941-1945") К сожалению, побеги из лагерей случались довольно часто. "К сожалению" я говорю потому, что в случае побега одного или нескольких пленных, в качестве предупреждения последующих побегов убивались сотни. Да и тем, кому удавалось сбежать редко удавалось выжить, так как большинство лагерей находились на вражеской территории.
9 Вопрос от Веслава Каниовски (Польша): Солдаты какой дивизии проявили самое большое мужество во время битвы за Москву? (к работе "Калининградцы-участники Московской битвы") Ответ на данный вопрос не получен
10 Вопрос от Жуковой Татьяны Петровны (Россия): Не кажется ли автору, что важным приложением к данной работе могли бы стать карта боевых действий в 1945г. и схема крепости, фотографии Ляша и Василевского? (к работе "Штурм Кёнигсберга глазами Отто Ляша") Ответ на данный вопрос не получен
11 Вопрос от Жуковой Татьяны Петровны (Россия): Интересно было бы узнать, что сегодня осталось от "исторических укреплений" крепости Кёнигсберг? (к работе "Штурм Кёнигсберга глазами Отто Ляша") Ответить на данный вопрос Вы можете на личной странице ответов (укажите личный код)
12 Вопрос от Комова Евгения (Россия): Могла ли оборона Кёнигсберга в апреле 1945г. повлиять на ход войны? (к работе "Штурм Кёнигсберга глазами Отто Ляша") Ответ на данный вопрос не получен
13 Вопрос от Любимовой Марии Николаевны (Россия): Как Вы думаете, в чем причина безразличного отношения жителей Пальмикена к трагедии, происходящей на их глазах в 1945 году? (к работе "Холокост в Пальмикене") Причина в том, что жители были в основном очень запуганы и беспомощны. Кроме того были люди,которые с риском для собственной жизни спасали бежавших пленников. НО и были те, которые собственноручно учавствовали в этих расправах! Так что можно сказать, что очень маленькая часть жителей оставалась по-настоящему безразличной.
14 Вопрос от Любимовой Марии Николаевны (Россия): Участвовала ли Дина со своей работой в городской конференции "Поиск и творчество"? (к работе "Холокост в Пальмикене") Да, я учавствовала в этой конференции в 2004 году. Моя работа была награждена почетным дипломом. В настоящий момент я провожу последущую работу по моей теме.
15 Вопрос от Новиковой Анны (Россия): Что означает само слово "Холокост"? (к работе "Холокост в Пальмикене") Холокост - это геноцид - планомерное истребление какого-дибо народа или рассы -еврейского народа в годы Второй Мировой войны на территории Европы -в наши дни преобрело второе значение - движение/организация помогающее жертвам Холокоста и их родственникам. Хочу заметить,что в моей работе уже было определение этого термина.
16 Вопрос от Ядыкиной Анны (Россия): Долго ли собиралась информация по данной теме? (к работе "Концентрационные и трудовые лагеря на территории 1/3 части Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) 1941-1945") Информация по данной теме о концентрационных лагерях собиралась более года. На написание работы ушло около двух лет, потому что использовались не только книги, но и общение с очевидцами, которых осталось очень мало. Только для того, чтобы найти бывших пленных потребовалось искать во всех базах данных адресов области. Но тема была интересной, и вся работа по ней не составляла никаких разочарований.
17 Вопрос от Жуковой Татьяны Петровны (Россия): Почему в список литературы не включена книга Михаэля Вика "Свидетельство о гибели Кёнигсберга", на которую ссылается автор? (к работе "Концентрационные и трудовые лагеря на территории 1/3 части Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) 1941-1945") Ответ на данный вопрос не получен
18 Вопрос от Жуковой Татьяны Петровны (Россия): Знает ли автор о том, что конкретно предусматривали Конвенции о содержании военнопленных? (к работе "Концентрационные и трудовые лагеря на территории 1/3 части Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) 1941-1945") Да. Я изучал данные конвенции, так как они хранились в архивах, которые я использовал. В них заключалось не только определенное отношение к военнопленным, но и в общем, правила ведения войны для всех стран, данные конвенции подписавших. В том числе содержались нормы и о военнопленных. СССР данные конвенции не подписывал, на что и ссылылось немецкое командование при жестоком отношении к русским пленным.

Тезисы жюри и учащихся гимназии №1522 (г.Москва) о работах участников:
К работе "Калининградцы-участники Московской битвы":
- Автору несомненно удалась попытка взглянуть на Московскую битву глазами его земляков - калининградцев, которые были участниками сражения 1941 года. Работа выполнена грамотно.
- Интересно было увидеть в работе сноски, облегчающие восприятие текста. В работе представлено познавательное интервью. Тема данной работы очень актуальна в настоящее время.

К работе "Боевой путь французского авиационного полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в годы Великой Отечественной войны 1942-1945":
- Очень интересная работа: грамотная, глубокая, яркая, эмоциональная.
- Важно, чтобы пример сотрудничества двух народов в борьбе с фашизмом не был забыт. - Хотелось бы увидеть фотографии полка, карту его боевого пути.
- Работа соответствует целям и задачам, поставленным во введении. Работа имеет четкую структуру.

К работе "Штурм Кёнигсберга глазами Отто Ляша":
- Автор проделал огромную работу по ознакомлению с исторической литературой по данной теме, использовал документы и архивные материалы Калининградского историко-художественного музея. Предпринята попытка сравнительного анализа мемуарной литературы. Сделаны самостоятельные выводы.
- Актуальная тема, интересная постановка проблемы.
- Работу можно дополнить картами боевых действий, планом крепости и пр.

К работе "Холокост в Пальмикене":
- Актуальность темы блестяще показана во введении к работе.
- Поставлена цель и задача исследования - обратить внимание каждого на проблему холокоста. Тем самым, предотвратить новую угрозу в лице радикальных течений современности.
- Работа является напоминанием людям о свершившихся ужасах и предупреждением на будущее.
- Одно из достоинств работы - отличная проработка исторических источников: обращение к интервью с очевидцами, документы армейского архива.
- Автор привлек внимание к одной из страшных страниц Второй Мировой войны, доселе неизвестной широкой общественности.
- Работа очень эмоциональна. Позиция автора заслуживает уважения.
- Необычна сама выбранная тема. В работе отражены малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны.

К работе "Концентрационные и трудовые лагеря на территории 1/3 части Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) 1941-1945":
- Выбрана очень сложная тема. Работа грамотно структурирована, четко определены цель и задачи исследования.
- К сожалению, в России существуют молодежные организации, берущие на вооружение фашистские лозунги, поэтому напоминание о политике геноцида фашистской Германии актуально и в настоящее время.
- В основном автору удалось выполнить поставленные задачи. Видна большая работа Святослава с материалами Калиниградского Краеведческого музея.

Итог Конференции:

ФИО фактических участников

ФИО фактических руководителей

Фактические темы работ

ПОБЕДИТЕЛЬ в номинации

Приглашение в Москву /статус/

1

Ракитина Татьяна Андреевна

Боевой путь французского авиационного полка «НОРМАНДИЯ-НЕМАН» в годы Великой Отечественной войны 1942-1945

Разнообразие методов исследования

+
ВЫСЛАНО
2

Виталий Листопадов

Калининградцы – участники Сталинградской битвы

+
ВЫСЛАНО
3

Антон Кожевников

Штурм Кёнигсберга глазами Отто Ляша

За плодотворное сотрудничество с музеем

+
ВЫСЛАНО
4

Славина Дина

Шильникова Галина Алексеевна, Шапиро Виктор Константинович

Холокост в Пальмикене

За работу с малоизвестными историческими источниками

+
ВЫСЛАНО
5

Мирошник Святослав, Эльвира Юрченко, Светлана Корнеева

Концентрационные и трудовые лагеря на территории 1/3 части Восточной Пруссии (ныне Калининградской области) 1941-1945

Сложность тематики. Хорошая структура изложения

+
ВЫСЛАНО
6

Гринева Юлия

Калининградцы-участники Московской битвы

Работа с ветеранами

+
ВЫСЛАНО

Назад к выбору стран

Примечание. Собственник карт - "Яндекс"

Hosted by uCoz